Игротека

"Развивающие игры для детей и их родителей"

Игра для ребёнка-это жизнь! 
Игра для ребёнка вдвойне интересней, когда ребёнок чувствует заинтересованность самых родных и близких людей - родителей. Однако, к сожалению, некоторые родители не часто играют с детьми дома. Зачастую родители не знаю, что многие домашние дела можно легко превратить для детей в занимательные игры и при этом чему -то научить детей.
Как же использовать игры в домашних условиях?

" Развивающие игры на кухне"


"Золушка" 
   Насыпьте в миску макароны разного сорта (ракушки, спиральки, трубочки) и предложите малышу их рассортировать. Посчитайте вместе с ребёнком, сколько макарон каждого сорта было в миске. Кроме того, макароны-трубочки можно нанизывать на шнурок, получатся бусы. Одновременно тренируется мелкая моторика.
"Таймер"
   Почти на каждой кухне есть таймер (или микроволновка с таймером). Каждый раз, устанавливая время на таймере, объявляйте вслух "1 минута", "5 минут" и т.д. А когда таймер просигналит, ещё раз напомните малышу о том, сколько времени прошло.
   Регулярные занятия с таймером развивают чувство времени. Кроме того, таймер можно использовать в качестве "звонка на переменку".
   Например, вы занимаетесь приготовлением пищи, а ребёнок просит вас почитать книжку. Поставьте таймер на несколько минут и объясните ребёнку, что обязательно почитаете, когда для вас прозвенит "звонок на переменку". Не забудьте выполнить обещание!

"Юный дизайнер"
   Предложите ребёнку проявить фантазию, украшая ваши блюда. Подготовьте зелень, маслины, ломтики овощей, орехи, варенье и другие "материалы". Из них можно сделать смешные рожицы, цветы, выложить мозаику на приготовленном блюде, и так далее.

"Настольный хоккей"
   Поставьте на стол поднос или картонную коробку от конфет (это будет хоккейное поле, углы - ворота). Дайте ребёнку горошину (мяч) и трубочку-соломинку от пакета с соком (клюшка). Пусть малыш поиграет в хоккей, пока вы занимаетесь делами. Эта "простая" игра тренирует ловкость и координацию движений.

"Настольный керлинг"
   Положите на кухонный стол легко скользящий предмет (например, пластмассовую коробочку от маргарина или крышку от бутылки). На некотором расстоянии обозначьте границы мишени (например, поставьте по углам мишени чашки).
   Щелчком толкните крышку так, чтобы она проскользила через стол и попала в область мишени, как в настоящем керлинге. А теперь предложите малышу самостоятельно поиграть в эту игру.

"Боулинг"
   Если позволяют размеры кухни, расставьте на полу несколько пустых пластмассовых бутылок. Пусть малыш сбивает эти "кегли" маленьким мячиком.

"Лепка из теста"
   Если вы замесили тесто, то сделайте и для вашего ребёнка небольшой кусочек теста из 1,5 чашек муки, 0,5 столовой ложки соли, 0,25 чашки воды (добавлять постепенно) и 0,25 чашки растительного масла (добавлять постепенно), можете ещё добавить немного краски.
   Пусть ребёнок вылепит из этого теста игрушки, еду для кукол, или просто помнёт в своих ручках. Такое тесто, упакованное в полиэтиленовый пакет, можно долго хранить в холодильнике.

"Картины солью"
   Многие из вас, наверное, видели и восхищались янтарными картинами, выполненными художниками. Подобное произведение искусства можно сделать, используя обычную поваренную соль крупного помола.
   Пока на плите варится обед, нарисуйте вместе с малышом на листе картона зимний пейзаж. Нанесите кисточкой на крыши домов и ветки деревьев толстым слоем клей (лучше ПВА) и сверху посыпьте солью. Когда клей высохнет, то что не приклеилось можно стряхнуть. С помощью такой техники можно сделать пляж, платье куклы Барби, украшенное бриллиантами, и так далее.

"Кот в мешке"
   Подберите несколько небольших предметов разной формы (например, овощей, фруктов, или каких-то кухонных мелочей). Положите предметы в непрозрачный пакет. Засунув руки в пакет, ребёнок должен ощупать предметы, по очереди назвать и вытащить их.
   Можно разнообразить игру. Взять два пакета, и в каждый положить одинаковые наборы предметов. Малыш сначала должен вынуть предмет из одного пакета, а затем на ощупь найти такой же в другом.

"Что пропало?"
   Положите на кухонный стол три предмета (например, чашку, ложку, салфетку). Пусть ребёнок посмотрит и назовёт каждый предмет. Затем он должен закрыть глаза, а вы в это время уберите со стола один из предметов. Теперь пусть малыш откроет глаза и попробует определить, чего не хватает. Если очень просто, увеличьте количество предметов и убирайте не один, а два предмета.

"Соломинки"
   Возьмите десять пластмассовых соломинок для коктейля, и бросьте на стол. Ребёнок должен осторожно собрать их по одной штучке так, чтобы не сдвинуть лежащие рядом. Посчитайте вместе, сколько соломинок удалось собрать, а сколько осталось?

"Холодно-горячо"
   Пусть малыш выйдет из кухни, а вы в это время спрячьте какой-нибудь вкусный сюрприз для него (например, маленький пакетик орешков или конфету). Позовите ребёнка обратно, и предложите найти сюрприз, направляя его подсказками "холодно", "теплее", "горячо".

"Фокус"
   Покажите малышу фокус. Налейте в чашку немного воды, затем накройте её листочком бумаги. Прижимая бумагу рукой, переверните чашку вверх дном. Теперь, осторожно отведите руку. Вода не выливается! Фокус лучше проводить над раковиной.

"Кораблики и подводные лодки"
   Поставьте перед ребёнком кастрюлю с водой. Дайте ему крышки от банок (это будут корабли), на них положите какие-нибудь мелкие предметы, например, фасолинки (это моряки). Пусть малыш поиграет с этими корабликами, пока вы будете готовить обед.
   Предложите ребёнку несколько разных предметов, и пусть он отгадает, какие из них будут плавать в воде, а какие нет? Потом, разумеется, надо проверить на практике.

"Из пустого в порожнее"
   Дети любят играть с водой, переливать её из одного сосуда в другой. Если не боитесь луж, дайте своему малышу небьющиеся стаканчики, бутылочки, баночки. Пусть наливает в них воду, сидя на полу над тазиком, или стоя на стуле возле раковины.

"Загадки"
   Загадайте ребёнку загадки про овощи, фрукты, и другие продукты. Например, "Он зелёный, с пупырышками". Если малыш затрудняется, продолжите "Я его положила в салат". До тех пор, пока он не отгадает.
   Можете предложить логические загадки. Например, "Назови фрукт и овощ одинакового цвета" (апельсин и морковка), "Чем можно есть мясо, но нельзя есть суп?" (вилка).

Тихие игры с ребёнком


"Нарисуй песню"
   Берём обычные альбом и карандаши, и рисуем ребёнку песенку. Например, "в лесу родилась ёлочка". Поём и последовательно прорисовываем то, о чём поём (ёлочку, лес, снежок, трусишку-зайку серого, сердитого волка, мохноногую лошадку, мужичка и так далее…). Количество песен в репертуаре любой мамы практически неограниченно, а ребёнка завораживает, когда песня материализуется на бумаге.
   Как вариант, можно сделать, чтобы мама пела, а ребёнок рисовал. Или наоборот. Или мама рисует рисунок, а ребёнок должен угадать, что это за песня (или сказка).


"Где Уолли?"
   Помните, был такой довольно незатейливый американский мультфильм, в конце каждой серии картинка замирала, и нужно было обнаружить на ней главного героя.
   Так вот, можно взять надоевшие ребёнку книжки, но не читать их, а давать задания: найти на картинке: бабочку, велосипед, цветочек. Лучше брать картинки, где много всего и загадывать периферийные мелкие предметы, которые сложнее найти. Или вместо знакомых книжек взять мамины журналы. Детки постарше (уже умеющие читать) с удовольствием разыскивают города на географических картах.
   Можно загадать, чтобы ребёнок походил по квартире и нашёл три предмета зелёного цвета (или круглых, или деревянных). Не обязательно их приносить маме, можно просто назвать.

  Так ребёнок развивает наблюдательность, а мама получает драгоценные минутки тишины.

"Салон красоты (показ мод)"
   Мамина одежда или косметика - всегда самая заманчивая игрушка для любой девочки. В случае, если ребёнок требует и маминого участия, самозабвенное копание в шкафу можно усложнить. Например, мама садится на диване, берёт блокнот и ручку и превращается в строгое жюри. А дочка не просто наряжается, а придумывает наряд "по случаю": для похода в гости, для похода к бабушке, для прогулки, для свидания с "женихом" (обычно они есть у всех девочек детсадовского возраста). Строгое, но справедливое жюри оценивает вариант и выносит вердикт (конечно же, отмечая фантазию и вкус любимого чада).
   Также мама может стать клиенткой салона красоты, отдав своё лицо и волосы в распоряжение юного стилиста (предусмотрительно убрав трудносмывающиеся средства и острые заколки). А пока стилист колдует над причёской, мама может с чистой совестью почитать журнал или книжку.


"Телешоу"
  Если просьба ребёнка с ним поиграть застаёт маму в разгар домашних дел, то можно ребёнка к ним приобщить. Обычно детки с удовольствием помогают маме готовить еду или убирать, ведь для них домашние дела - не рутина, а разновидность игры. Если же мама не хочет привлекать ребёнка к делу (потому что потом переделывать придётся) или сам ребёнок отказывается помогать, можно сделать его зрителем кулинарного шоу или программы об обустройстве дома.
   Просто мама начинает комментировать свои действия в духе весёлой и юморной телеведущей, периодически обращаясь к ребёнку за подсказкой или мнением. Если ребёнок сам и не хочет ничего делать, то почти всем детям в возрасте "почемучек" понравится обстоятельный рассказ о том, из чего готовят борщ или как устроен пылесос.

"Делёж сокровищ"
   У опытной мамы всегда есть про запас волшебная шкатулка (мешочек, коробка) с "сокровищами": флакончиками из-под духов, пуговицами, сломанными часами, непарными серёжками, цветными крышечками от баночек детского питания и т.д.). Ребёнку возможность покопаться в ней достаётся редко, а потому он всегда с удовольствием это делает.

  Если же он и тут требует маминого участия, можно предложить разделить "добычу" или придумать, кому эти сокровища принадлежали. Так старая папина запонка становится алмазом из чалмы джинна, а деревянная палочка для волос - волшебной палочкой доброй феи.

"Семейные хроники"
  Обычный просмотр семейных фотоальбомов тоже можно "оживить". Например, рассказать малышу о том, что осталось за кадром, или кто был фотографом или где теперь те, кто запечатлён на фотографии. Детки с удовольствием не только смотрят фото, но и слушают рассказы о семейных легендах и истории.

«Развиваем речь, играя»



«Доскажи словечко»
Взрослый начинаете фразу, а ребенок заканчивает ее. Например:
- Ворона каркает, а воробей… (чирикает). Сова летает, а заяц… (бегает, прыгает). У коровы теленок, а у лошади… (жеребенок) и т. п.;
 - Медведь осенью засыпает, а весной…
- Пешеходы на красный свет стоят, а на зелёный…
- Мокрое бельё развешивают, а сухое…
- Вечером солнце заходит, а утром…
«Отгадай, кто это»
Взрослый произносит слова, а ребёнок отгадывает, к какому животному они подходят:
- Прыгает, грызёт, прячется? (заяц)
- Бодается, мычит, пасётся?
- Крадётся, царапается, мяукает?
- Шипит, извивается, ползает?
Если справились, попробуйте поиграть наоборот. Пусть ребёнок говорит, что умеет делать животное, а вы попробуйте отгадать, кто это.
«Отгадай предмет по его частям»
- Четыре ножки, спинка, сиденье.
- Корень ствол, ветки, листья.
- Носик, крышка, ручка, донышко.
- Корень, стебель, листья, лепестки.
«Упрямые слова»
Расскажите ребенку, что есть на свете «упрямые» слова, которые никогда не изменяются (кофе, платье, какао, кино, пианино, метро). «Я надеваю пальто. На вешалке висит пальто. У Маши красивое пальто. Я гуляю в пальто. Сегодня тепло, и все надели пальто и т.д.». Задавайте ребенку вопросы и следите, чтобы он не изменял слова в предложениях.
«Исправь ошибку»
Взрослый читает предложения, а ребёнок исправляет и говорит правильно.
Конура залезла в собаку. Лужа перепрыгнула через меня. Стул залез под котёнка. На лягушку прыгнула трава. Кустик спрятался за ёжика.
«Перепутанница»
«Жили-были слова. Однажды они веселились, играли, танцевали. И не заметили, что перепутались. Помоги словам распутаться. Слова: ба-со-ка (собака, ло-во-сы (волосы), ле-ко-со (колесо), по-са-ги (сапоги) и пр.)»

" Игра в загадки»

 Дети (ребёнок) сидят на на стуле или диване. Родители загадывают загадки. Ребёнок, отгадавший загадку, выходит и сам загадывает. За отгадывание и загадывание загадок ребята получают фишки. Выигрывает тот, кто наберёт больше фишек.

«Исправь ошибку»

Родитель читает предложения. В них допущены ошибки, которые дети (ребёнок)должны исправить.
Коза принесла корм девочке.
Мяч играет с Сашей.
Дорога едет по машине.
Гена разбил стеклом мяч. И т.д.  

«Вспомни разные слова»

 Дети  становятся в круг с родителями. Каждый ребёнок должен назвать какое-нибудь слово и сказать его следующему участнику; следующий участник говорит тоже одно слово. Так, по очереди все дети должны произнести по одному слову. Через три круга игра останавливается. Нельзя повторять одно слово дважды. Тот, кто не сумел быстро назвать слово или повторил уже названное, выходит из круга.
«Стоп! Палочка,Остановись!»
Дети становятся в круг, родитель – в центре. Родитель говорит, что они будут описывать животное, и каждый ребёнок должен что-то сказать о нём. Например, родитель говорит: «Медведь!» - и передаёт палочку ребёнку, тот отвечает: «Бурый!» - и передаёт палочку следующему. Кто не сможет ничего сказать о животном, выходит из игры.
«Какая, Какой, Какое?»
Родитель называет какое-нибудь слово, а играющие по очереди подбирают как можно больше признаков, соответствующих данному предмету.
Белка – рыжая, шустрая, большая, маленькая, красивая.
Пальто – тёплое, зимнее, новое, старое. И т.д.
«Кто больше вспомнит»
Родитель просит посмотреть на картинки и рассказать, что делают предметы: метель (метёт, вьюжит, пуржит); дождь (льёт, моросит, накрапывает, капает, начинается); ворона (летает, каркает, сидит, ест).
«Придумай другое слово»

Родитель предлагает ребёнку составить словосочетания по примеру: бутылка из-под молока – молочная бутылка.
Кисель из клюквы - …(клюквенный кисель).
Суп из овощей - …(овощной суп).
Пюре из картофеля - …(картофельное пюре). И т.д.  

«О чём я сказал(а)?»
 Родитель говорит, что есть слова, которые мы употребляем часто, и много разных предметов называем одним и тем же словом: головка (куклы, лука, чеснока, голова человека); иголка (у шприца, у ели, у сосны, швейная, у ёжика); нос (у человека, у чайника, у самолёта); ножка; ручка; крыло и т.д.




Комментариев нет:

Отправить комментарий